Картины художника-символиста Николая Гущина хранятся в музеях и частных коллекциях Франции, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Италии. Но, находясь в эмиграции, он всё время мечтал о возвращении на родину, что и удалось ему в 1947 году. О периоде его жизни в Саратове, где было написаны большинство выдающихся работ художника, рассказывает заведующая отделом современного искусства Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева Елена Дорогина.
– Самая значительная часть работ Николая Гущина хранится именно в Саратовском художественном музее. Это работы периода жизни художника в Саратове и как они оказались в музее?
– Да, действительно, самая большая коллекция его работ находится в нашем музее. Попали они к нам либо от самого Николая Михайловича Гущина, либо из его мастерской – уже после его смерти. Какие-то работы целенаправленно закупались музеем – со стороны музея это, надо сказать, был своего рода подвиг, потому что художник это был отверженный. Его не пускали участвовать ни в каких официальных выставках, его уволили из художественного училища и вообще в Саратове он проходил под грифом «идеологический диверсант».
Когда в 1947 году Гущин возвращается из Франции в СССР, ему как репатрианту не разрешают проживать в столичных городах. И он выбирает Саратов. По легендам – а личность он был легендарная уже при жизни – будто бы он говорил, что выбрал Саратов, потому что здесь прекрасный Радищевский музей, в котором есть работы французских художников, в частности, Монтичелли, которого он очень любил. А вторая причина – здесь Волга.
И вот он сюда приезжает и устраивается на работу в наш музей в качестве реставратора. И с этого времени музей становится для него культурной нишей, можно сказать. Потому что