Норвегии. Конечно, можно было бы воспользоваться ситуацией и закачать «лишний» газ в хранилища. Однако на острове объем ПХГ очень небольшой, а заполненность уже составляет 90 процентов.
С континентальной Европой Великобритания связана двумя газопроводами (которые при необходимости работают в ту или другую сторону) общей мощностью около 30 миллиардов кубометров экспорта в сторону ЕС, но и они работают сейчас уже на максимуме. В результате мы видим такой любопытный ценовой парадокс, когда избыток импорта СПГ в Великобритании не может добраться до континентального европейского рынка.Эта история интересна для нас и тем, что демонстрирует еще один сюжет: в полной мере действующими мощностями СПГ-терминалов в Европе не удается воспользоваться из-за подобных ограничений. Несмотря на все успехи по интеграции газотранспортных систем, «бутылочные горлышки» остаются.
Британский сюжет, конечно, самый показательный, но остаются ограничения на переток от регазификационных терминалов Испании к регионам спроса и некоторые другие. Сейчас СПГ-терминалы ЕС (то есть уже без учета Великобритании) импортируют около 150 миллиардов кубометров СПГ в годовом исчислении, и это близко к пределу возможностей. С учетом того, что обычная «норма» импорта СПГ в ЕС составляет около 75 миллиардов кубов в год, то получается, что заместить российский газ на СПГ удастся на 75 миллиардов кубометров.
Это грубый подсчет, от года к году возможны колебания объемов импорта и российского газа, и СПГ, уровня заполненности хранилищ, но общую картину он показывает. Забегая вперед, скажем, что снижение российского экспорта в этом году, скорее всего, будет меньше, чем 75 миллиардов, приведенные оценки — это оценки сверху. В том числе и потому, что остается главная
.